Вологодская область
86
Устюжна. Казанская церковь
На восточной окраине Устюжны, минут 15 пешком из центра
Церковь Казанской иконы Божьей Матери, безусловно, самая архитектурно интересная и самая сохранная в городе. Это – один из пяти или шести сохранившихся в России храмов, построенных в стиле “строгановского барокко”, или, говоря более точно и вычурно, в строгановском варианте нарышкинского барокко (иногда к этому стилю относят и еще несколько построек, но в любом случае это не больше десятка). Нынешнее здание церкви возведено в 1694 году на средства одного из представителей богатейшего и влиятельнейшего рода Строгановых – Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715), главного заказчика построек в строгановском стиле, который вел значительные торговые дела в Устюжне.
История культовых строений на этом месте начинается раньше, в 1547 году, когда был построен деревянный храм во имя Рождества Христова. В первой половине 17 века на этом же месте жителем посада Михаилом Семеновым Олончанином по обету строится храм в честь явления Казанской иконы Богоматери – поводом к его построению послужило явление Казанской иконы Богоматери среди соснового бора местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный посох. Эта церковь простояла недолго и в 1660 году дотла сгорела от удара молнии.
И вот в самом конце 17 века тут возводится достаточно скромная по строгановским меркам – если сравнивать с Введенским собором в Сольвычегодске, например, – церковь, архитектурно, тем не менее, несущая в себе все черты строгановского направления русского барокко: характерной формы купола, увенчанные “процветшими” крестами, разорванные фронтоны и наличники окон, типичное для барокко огромное количество резных белокаменных деталей, среди которых – главный для любого строгановского храма мотив виноградной лозы, оплетающей декоративные колонки окон и дверей – символ новозаветной Церкви.
В 1764-1767 годах мастером Петром Белавиным была выстроена каменная шатровая колокольня по аналогии с колокольней собора Рождества Богородицы – она, хоть и находится на приличном расстоянии от самого храма, расположена к юго-западу от него – как и соборная колокольня и многие колокольни 17 века в Ростове и Ярославле. Фресковая роспись в интерьере церкви относится к середине 18 века ярославскими мастерами, на арке прохода в северный придел сохранилась надпись об этом событии, поэтому известны даже точные даты работы над фресками: 1 июля 1756 года "начата сия святая церковь стенным писанием украшатися", а 26 августа труд уже был закончен. Фрески реставрировались в 1899 году, а сама церковь – в1970-е годы, при этом была выпрямлена накренившаяся колокольня. Но сейчас этот замечательный памятник опять находится далеко не в лучшем состоянии, да и колокольня снова начала наклоняться.
Интересно, что Казанская церковь при большевиках была закрыта всего пять лет, с 1937 по 1943: в военные годы, когда антицерковные репрессии несколько ослабили, устюженцам удалось добиться открытия храма. Правда, и пяти лет хватило, чтобы кроме каменных стен и фресок на них в церкви не осталось ничего (хорошо, что хоть фрески остались)…