top of page

Вологодская область

Instagram-40px.png

75

Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь

От Кириллова на запад примерно 6 км до села Горицы на берегу Шексны, В Горицах поворот налево на ул. Центральную

Воскресенский Горицкий женский монастырь, живописно расположившийся у подножия холма с названием “гора Маура” на высоком когда-то левом берегу Шексны (теперь, после модернизации Мариинской водной системы в 1960-х годах, связанной с обширным затоплением, Шексна стала гораздо шире, а берег, на котором стоит монастырь – гораздо ниже) в селе Горицы, в нескольких километрах от Кириллова, был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, младшего сына Ивана III Великого и, соответственно, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком (тогда) берегу, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году на месте старой деревянной церкви начали строить новую каменную.


Истории многих старинных женских монастырей, если немного задуматься над обычно бесстрастно излагаемыми фактами, содержат какое-то количество ужасающих – в том числе, своей исторической обыденностью – страниц, связанных с совсем не добровольным пострижением в монахини знатных женщин: разведенных царских жен, жен попавших в опалу князей и бояр, вдов, невыданных замуж дочерей. Но история Горицкого монастыря в этом отношении способна переплюнуть многие, если не все, иные. Существует даже предположение, что именно отсюда и начался обычай ссылать неугодных женского пола в монастыри (а потом иногда убивать их там) – обычай, конечно, поразительно “соответствующий” этике и морали религии, во имя которой монастыри и создавались…


В 1563 году в результате доноса княгиня Евфросиния лишилась расположения царя, который (к тому моменту уже начав впадать а подозрительность и паранойю) видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. Донос послужил поводом к расправе: Евфросинию постригли в монахини под именем Евдокия и отправили в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Тогда же после смерти своего мужа в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена углицкого князя Юрия Васильевича , родного брата царя Ивана Грозного. В октябре 1569 года вслед за убийством Иоанном IV Владимира Андреевича Старицкого (который считается последнем удельным князем на Руси) и всей его семьи, по царскому приказу монахиню Евдокию убили вместе с Александрой (хотя факт убийства, да и нахождения в монастыре Александры иногда считается легендой времен Карамзина) и всеми близкими ей монахинями и слугами. Существуют разные версии этого убийства, согласно самой распространенной, опричники утопили их в Шексне – факт для средневековья не особенно вопиющий, ну утопили рьяные христиане (вероятнее всего, по приказу помазанника Божия) нескольких “невест Христовых” в реке, и не такое бывало…


После этого, как говорится, началось: сначала в 1575 году Грозный отправляет сюда под именем Дарьи свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Еще одна бывшая жена Грозного, Мария Нагая, попадает в Воскресенский монастырь после смерти в 1591 году своего сына, царевича Димитрия, под именем Марфа – и по ее указанию к Воскресенскому собору пристраивают придел царевича Димитрия и колокольню. В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова – она была пострижена под именем Ольги. В числе именитых насельниц Горицкого монастыря были княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многие другие…


В 1727 году, после опалы Александра Меншикова, была сослана и Варвара Арсеньева – тетка дочери Меншикова Марии, первой невесты императора Петра II – в Горицкий монастырь она попала в 1728 году, и через год здесь скончалась. А с 1739 по 1741 годы тут под строгим надзором жила и вторая невеста несовершеннолетнего Петра II (к тому моменту неожиданно умершего), Екатерина Долгорукова – дочь князя Алексея Долгорукова: после смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь (чтобы, видимо, не подумала вдруг каким-то образом на престол претендовать) – а это все уже, кстати, совсем не средневековье, а “просвещенный” 18 век.


Такая привычка пополнять Воскресенский монастырь знатными насельницами отразилась и в уставе монастыря: он долгое время был не “общежитийным” (с общим хозяйством), тут жили по обособленному уставу, когда каждая монахиня имела собственные средства, келью, и вела хозяйство в соответствии с достатком. В 18 веке знатных пострижениц стало меньше (просвещенный век!), отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие не имели средств к существованию – к концу столетия монастырь пришел в крайнее запустение. В 1810 году настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева – очень деятельная монахиня, сумевшая в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Были построены Троицкий собор, Покровская церковь, водопровод, каменные монашеские корпуса и ограда.

После революции монастырь продолжал действовать еще несколько лет, был закрыт в 1932, а в 1937 году практически все монахини и насельницы монастыря, разошедшиеся по окрестным деревням, были арестованы и расстреляны. Формально до 1941 года действовала только расположенная вне монастырской стены сельская Введенская церковь – позже в ней организовали гараж, прорубив в стене ворота. После войны монастырские корпуса были отданы под дом инвалидов, а в Троицком соборе одно время располагался сельский клуб; в 1960-х дом инвалидов закрыли, а здания монастыря передали Кирилло-Белозерскому музею. С 1999 года монастырь снова считается действующим.


Сейчас на территории монастыря живет некоторое (по оценкам – 10-20) количество монахинь, посещение территории туристами не особо приветствуется. Большая часть строений, включая главный Воскресенский собор, находится еще в достаточно запущенном состоянии.

Монастырю принадлежат четыре церкви, три из которых находятся в пределах монастырских стен:


Двухэтажный каменный Воскресенский собор – первая постройка монастыря, возведен в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. К 1611 году инокиня Марфа (бывшая жена Ивана Грозного Мария Нагая) построила над ней придел в честь своего сына царевича Димитрия и квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В 18 веке колокольня была полностью перестроена. По состоянию на 2022 год собор не действует и не отреставрирован.


В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на предполагаемом месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый Троицкий собор. В советское время в соборе располагался сельский дом культуры. Собор восстановлен и освящён в 2016 году.


В 1832 году на средства княжны Хованской, в монашестве Параскевы, в ограде с восточной стороны монастыря построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время – контора совхоза. После реставрации в 2003 году она некоторое время (до восстановления Троицкого собора) служила главной монастырской церковью.


Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками, которые использовались вплоть до второй половины 20 века. С трех сторон в стенах есть ворота, главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.


За периметром стены находится бывшая сельская Введенская церковь, построенная в 1861 году, когда разросшееся вокруг монастыря село начало доставлять насельницам некоторые неудобства: в ближайшей округе на этой стороне Шексны церквей не было, и жители посещали монастырские храмы. Присутствие мужчин в женской обители было нежелательным, нужна была приходская церковь, которая и была выстроена вне стен монастыря. Официально закрыта в 1941, а последний служивший в ней иеромонах Аверкий был расстрелян в 1937 году. Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. Напротив северо-западной башни монастырской ограды стоит каменная часовня Иоанна Предтечи 1905 года постройки – судя по до сих пор читающейся на ней надписи”Огнеопасно”, тут был склад газовых баллонов...

bottom of page